После принятия Высшим арбитражным судом РФ знакового, но весьма противоречивого Постановления № ВАС-913/2011 от 28.06.2011 г. (по делу ООО «Аверс») суды не торопились применять те указания, которые дал им главный арбитр страны.
Так, само дело Аверса, которое длится 1 год 8 месяцев 1 день, до сих пор находится на новом рассмотрении в Арбитражном суде Кемеровской области (судья Гуль Т.И.).
В то же время на сегодняшний день уже имеются принятые положительные судебные решения с учетом правовой позиции ВАС РФ. Например, по таким делам: А27-10516/11 по иску ПО «Токем», А27-1087/11 по иску Доротюка В.И. (судья Ходякова О.С.). Суды в обоих случаях постановили в пользу истца – удовлетворили требования об изменении кадастровой стоимости земельного участка, а точнее об её установлении в размере рыночной.
Немаловажный вопрос, который волновал предпринимателей и юристов, занимающихся данной категорией дел, - с какого момента будет применяться новая рыночная стоимость земельного участка. Варианта два: с того момента, как она указана в отчете об оценке рыночной стоимости, или с момента фактического внесения в кадастр на основании решения суда? Иными словами, на основе какой стоимостив 2012 году госорганы смогут взыскивать с организаций и предпринимателей плату за пользование землей, если плата за землю не производилась (например, по причине исключения кадастровой стоимости из кадастра): старой (кадастровой) стоимости или новой (рыночной)? При этом имеет значение то, как сформулирует свое решение в этой части суд.
В приведенных случаях суд указал, что поскольку кадастровая стоимость земельного участка не может быть изменена за предыдущий период, суд принимает во внимание рыночную стоимость земельного участка, определенную на момент рассмотрения спора судом. Такая позиция суда, очевидно, создаст новую волну судебных разбирательств, так как является противоречивой и несправедливой. Предметом обращения предпринимателя (организации)в суд в большинстве случаев была кадастровая оценка не на дату рассмотрения дела судом, а произведенная гораздо раньше (в настоящее время, как правило, на 01.01.2007 г.).
Что касается законодательных новелл в вопросе кадастровой стоимости, то здесь следует отметить «аккуратное», практически никому не заметное принятие Федерального закона 346-ФЗ. Называется он сложно: «О внесении изменений в статью 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В указанном законе есть поправка, согласно которой государство решило вывести из состава комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости представителя саморегулируемой организации оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Следовательно, вместо того, чтобы делать процедуры кадастровой оценки максимально открытыми, с вовлечением в них всё большего количества независимых представителей структур, не имеющих отношение к власти (так называемого «гражданского общества»), наше правое регулирование снова создает почву для недовольства, разногласий и, неминуемо, судебных споров.
Напомним, что до настоящего момента единственным вариантом изменения кадастровой стоимости земли является обращение в суд с иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной.