На сайте используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Для того, чтобы сделать ваше посещение комфортным и нашу работу эффективнее. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с использованием этих технологий.

Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Ваше имя *

Номер телефона *

Ваш E-mail *

Задайте вопрос

Получить книгу

ФИО *

Ваша должность

Название организации / ИНН *

Отрасаль

Ваш E-mail *

Номер телефона *

Ru
Новости и аналитика

Два генеральных директора? С 1 сентября это возможно!

С 1 сентября вступил в силу закон № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" от 05.05.2014 г. Данным законом может быть решен ряд проблем, стоявших перед предпринимателями до его принятия.

«Два медведя в одной берлоге» или «лебедь, рак и щука»

Некоторым из нас известна патовая ситуация, когда в организации доли в уставном капитале либо акции распределены по принципу «два медведя в одной берлоге» (партнеры 50 на 50). Или более экзотически – «лебедь, рак и щука» (три равные доли и более). Преимуществом в таких случаях обладал тот из партнеров, который при создании юридического лица смог убедить других назначить его руководителем.

В дальнейшем, если работой партнера-руководителя не был доволен другой равноправный партнер, он мог созвать внеочередное общее собрание и потребовать смены директора. В случае, когда партнеры таких ООО или АО не могли договориться между собой о кандидатуре нового руководителя, дело заходило в тупик: ни один суд не разрешил бы спор между ними.

Конечно, при определенных условиях действия и сделки управляющего партнера можно оспорить в суде и взыскать с него убытки, а также потребовать исключить его из числа участников.

К таким основаниям относятся:

  • совершение директором каких-либо действий, влекущих убытки для организации (продажа товаров, работ, услуг по заниженной и покупка того же по завышенной цене, заключение сделок с компаниями - «однодневками», повлекшее налоговые санкции, и пр.),
  • продажа особо ценного имущества (пускай даже на рыночных условиях),
  • предоставление каких-либо преимуществ родственникам и прочим аффилированным лицам.

Но если доказать совершение таких действий партнером-руководителем нереально или не удалось практически, то для партнера, не желающего оставаться пассивным участником злоупотреблений со стороны партнера-директора, оставались несколько вариантов:

  • вредить ему различными требованиями о предоставлении документов, о проведении аудиторской проверки, ревизии деятельности организации;
  • выйти из состава общества и потребовать ему выплатить действительную стоимость доли.

Решением проблем директора с такими «непокорными» участниками нередко становилось банкротство компании и продажа имущества подконтрольным лицам в управляемой процедуре.

Что изменилось в ходе поправок в Гражданский кодекс с 1 сентября?

Законодатель внес изменения в статью 53 ГК РФ, согласно которым полномочия выступать от имени юридического лица могут быть предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Это означает, что в компаниях (ООО, АО и пр.) может быть несколько генеральных директоров, или несколько управляющих компаний, или ими может управлять одновременно физическое и юридическое лицо.

Возможны следующие комбинации распределения полномочий между единоличными исполнительными органами в компаниях:

  1. Директора имеют равные полномочия.

    Каждый партнер с одинаковым количеством голосов (акций, долей) – это равноправный директор с неограниченными ничем, кроме устава и решений общего собрания, полномочиями. Этот вариант удобен в компаниях, основанных на крепких и теплых отношениях между его владельцами (семейный бизнес и пр.), когда в отсутствие одного все вопросы управления могут быть решены другим.

  2. Один директор не может действовать без другого.

    Все равнодолевые партнеры могут совершать любые управленческие действия только совместно. Таким образом, ни одна сделка не будет иметь силы без подписей всех директоров-партнеров. В приведенных выше патовых ситуациях такой подход может стать единственной гарантией равноправия и необходимости договариваться.

  3. Директора действуют каждый в пределах своей компетенции.

    Каждый партнер – это директор, но обладает разными полномочиями. То есть участники разграничили компетенцию директоров, например: один заключает сделки с контрагентами, другой занимается взаимоотношениями с работниками, контролирующими органами. Также можно предусмотреть, что часть действий может быть совершено только совместно. Например, в уставе может быть указано, что сделки, влекущие отчуждение или создающие возможность для последующего отчуждения 10% балансовой стоимости имущества юридического лица, должны совершаться только всеми директорами совместно.

Сведения о том, как организовано управление в организациях, кто и при каких обстоятельствах вправе совершать определенные действия от имени юрлиц, подлежат включению в ЕГРЮЛ.

Будет ли данная информация предоставляться в выписке из реестра, либо потребуется направлять отдельный запрос о содержании устава юридического лица по данному вопросу – пока не ясно.

Но уже сейчас с помощью описанных поправок на уровне устава можно создать более удобную управленческую модель, отражающую потребности и пожелания создателей бизнеса.

Автор
Денис Васильевич Смотрин
Руководитель практики «Банкротство, налоги, корпоративное право»

Похожие материалы

Операции с недвижимостью перед Новым годом. На что юристы рекомендуют обращать внимание
Новости и аналитика
Строим без рисков: как проверить земельный участок до покупки
Новости и аналитика
Как проверить объект недвижимости перед покупкой. Часть 3 – Структурирование сделки
Новости и аналитика