Закон о защите прав потребителей позволяет покупателям взыскивать с продавцов / изготовителей товаров весьма ощутимые суммы денег. Нередко поэтому принято говорить о «потребительском экстремизме». Но, с другой стороны, известно немало случаев, в которых человек, потративший миллионы на покупку машины, оказывается в ситуации, когда не может длительное время пользоваться автомобилем, а продавец разводит руками – «мол, а что я могу сделать, видите какая ситуация сейчас…».
На что могут рассчитывать в таких случаях одни и к чему надо быть готовым другим, мы обсудили с юристами коллегии адвокатов «Юрпроект» Евгением Георгинским и Еленой Федюниной, которые недавно завершили одно из таких показательных дел на стороне потребителя.
В октябре 2019 года гражданин приобрел в автосалоне внедорожник стоимостью около 3 млн рублей. До истечения 5-летней гарантии на автомобиль в транспортном средстве в октябре 2023 года были обнаружены существенные недостатки, не позволяющие его эксплуатировать. Потребитель сдал автомобиль в сервисный центр продавца для гарантийного ремонта.
Автомобиль находился в ремонте в сервисном центре на протяжении более 5-ти месяцев. В то же время договор купли-продажи предусматривал 45-дневный максимальный срок для устранения недостатков, обнаруженных в автомобиле. Такой же, к слову, срок для устранения недостатков в товаре предусмотрен и Законом РФ «О защите прав потребителей» (п. 1 ст. 20).
В чем состоит нарушение прав потребителя?
В данной ситуации продавец нарушил установленный законом максимальный срок для проведения ремонтных работ. Продавец должен был отремонтировать автомобиль покупателя не позднее декабря 2023 года, а ремонт завершился только в мае 2024 года!
В связи с нарушением продавцом срока для устранения недостатков в автомобиле потребитель в апреле 2024 года обратился к продавцу с претензией, в которой просил:
- возвратить уплаченную за автомобиль сумму;
- вернуть стоимость дополнительного установленного оборудования;
- возместить убытки в виде разницы между ценой товара, которая была предусмотрена договором купли-продажи, и ценой аналогичного автомобиля, существующей на дату претензии;
- возместить неустойку за нарушение срока устранения недостатков в автомобиле.
В ответ на данную претензию автосалон частично удовлетворил требования потребителя в добровольном порядке: возвратил стоимость автомобиля, стоимость дополнительного установленного оборудования, а также возместил убытки в виде разницы между ценой автомобиля при заключении договора и ценой автомобиля при расторжении договора, и часть неустойки.
Неустойку автосалон выплатил лишь в незначительном размере. Потребитель не согласился с таким размером неустойки и обратился в суд с исковым заявлением, просил взыскать с продавца неустойку за нарушение срока устранения недостатков в автомобиле в полном размере, а также компенсацию морального вреда и штраф 50% от присужденной суммы в пользу потребителя (этот штраф взыскивается судом за отказ продавца добровольно удовлетворить требования потребителя – от суммы, с которой потребителю пришлось идти в суд).
Результаты рассмотрения спора о защите прав потребителей
По итогам рассмотрения дела, в июле 2024 года суд удовлетворил требования потребителя частично и взыскал с продавца автомобиля неустойку за каждый день просрочки устранения недостатков в автомобиле в размере 450 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 4 000 рублей, штраф в размере 127 000 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины.
Потребитель и автосалон не согласились с решением суда, обжаловали его в вышестоящий суд. Вышестоящий суд увеличил размер штрафа, в остальной части решение нижестоящего суда – оставил без изменения.
Итого, в судебном порядке с автосалона в пользу потребителя взыскано около 700 тысяч рублей.
Какие еще требования может потребитель предъявить продавцу некачественного товара?
Так как в целях приобретения этого авто был заключен договор потребительского кредита, для получения которого была оплачена страховка товара, жизни и здоровья потребителя, то помимо требований, о которых мы говорили выше, потребитель потребовал от продавца компенсировать ему проценты за пользование кредитом и страховые премии.
Заключая договор потребительского кредита, потребитель рассчитывает на то, что приобретенный им товар будет являться качественным. Но, когда товар имеет недостатки, не позволяющие пользоваться автомобилем, получается ситуация, в которой потребитель не может по своему усмотрению распоряжаться полученными от банка денежными средствами, а также не может эксплуатировать автомобиль.
Так, суд рассмотрел второе дело по иску потребителя к продавцу некачественного автомобиля, в котором потребитель требовал: взыскать с автосалона расходы на оплату страховых премий, неустойку и штраф в размере 50% от присужденной суммы за отказ продавца удовлетворить требования потребителя в добровольном порядке, компенсировать причиненный моральный вред.
Рассмотрев дело, суд согласился с позицией покупателя и взыскал с продавца некачественного товара: сумму расходов (убытков) на оплату страховых премий, неустойку в размере 45 000 руб., штраф в размере 67 000 руб., а также компенсацию морального вреда в размере 3000 руб., итого еще около 350 000 рублей.
Таким образом, получив от потребителя в счет оплаты цены 3 251 000 рублей, продавец по итогам судебного спора заплатил потребителю 6 715 000 рублей.
Подводя итог, рекомендуем профессиональным участника рынка своевременно реагировать на претензии, просьбы и обращения потребителя, предпринимать попытки к разрешению возникшего спора в претензионном порядке, без суда. В глазах закона и судов потребитель является наименее защищенным, «юридически слабым» участником рыночного оборота, в силу чего нуждается в особой правовой защите и охране государства. Поэтому, нарушение прав потребителя может быть чревато для продавца значительными имущественными потерями.
А если остались вопросы, то напишите экспертам напрямую – контакты ниже.

Весь январь 2025 вы можете получить бесплатную консультацию в коллегии адвокатов «Юрпроект» по кодовому слову «АВАНТ».
Подпишетесь на телеграм-канал «Юрпроект LIVE» и будьте в курсе практических рекомендаций от адвокатов
Источник: "Авант-ПАРТНЕР"
Автор
Георгинский Евгений Владиславович
Старший юрист практики «Налоги, банкротство, корпоративное право»