Конец года – наиболее «жаркое» время у оценщиков и юристов, занимающихся оспариванием кадастровой стоимости. Потому что до 31 декабря необходимо обратиться в Комиссию при Росреестре или в областной суд с заявлением, отчётом об оценке и прочими документами, на основании которых происходит изменение кадастровой стоимости.
Вместо достаточно высоких сумм, установленных государством в ходе кадастровой оценки, владелец недвижимости сможет платить земельный налог и прочие платежи за землю и недвижимость исходя из более комфортной – рыночной стоимости. Успел обратиться до 31 декабря – сможешь пересчитать платёж за весь год с 1 января. Не успел – платишь за весь год исходя из кадастровой.
К нам периодически обращаются предприниматели с проблемой: «я не знал, что должен от кадастровой стоимости вообще что-то платить, как бы нам за прошлый 2017 год в 2018 году оспорить её?».
Так, например, в 2018 году собственник офисных помещений и долей в праве на помещения общего пользования в одном из офисных зданий в центре Кемерово узнал, что его здание было в конце 2016 года включено в региональный перечень объектов, собственники которых в 2017 году должны платить налоги на имущество физических лиц и организаций от кадастровой стоимости по ставке 2%.
И всё – никаких льгот: ни для «упрощенцев», ни для социального бизнеса, ни скидки за 100 кв. м (до 01.01.2018 в Кузбассе организации – собственники таких включенных в перечень объектов – могли не платить налог на имущество организаций за 100 кв. м площади за один свой объект, но для ИП / физических лиц такой льготы не было предусмотрено). Включение в перечень оспорить практически нереально – все основания соблюдены (здание действительно всё офисное), надо было идти оспаривать кадастровую стоимость. Но как её оспоришь, если 2017 год остался в прошлом?!
Однако на помощь вроде бы должны были прийти принятые летом 2018 года поправки в Налоговый кодекс РФ (Федеральный закон № 334-ФЗ от 03.08.2018). Закон вступает в силу с 01.01.2019, за исключением отдельных пунктов (льготы для детей-инвалидов, переходный период для расчета налога на имущество физических лиц и пр.).
Самое полезное в этом законе для бизнеса и физических лиц, имеющих в собственности объекты коммерческого назначения, – изменение даты, с которой можно применять оспоренную кадастровую стоимость для расчета своих налогов (земельного налога, налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц).
На данный момент и до 1 января 2019 года действует такой порядок: если кадастровая стоимость начала применяться для расчёта налога с 2017 года (как в нашем кейсе), а мы подали заявление об её оспаривании в 2018, то в случае принятия судом или комиссией при Росреестре положительного решения об её уменьшении (неважно, когда – в 2018 или 2019) мы можем рассчитывать только на то, что удастся уменьшить сумму налога за 2018 год.
После 1 января 2019 года изменённая (оспоренная) кадастровая стоимость будет учитываться, начиная с даты, с которой для расчёта налога начали применять изменяемую (оспариваемую) кадастровую стоимость.
То есть вроде бы можно будет пересчитать налог за 2017 год?!
Читаем дальше!
В интернете можно найти множество комментариев к этому закону, в которых авторы убедительно заверяют своих читателей в том, что если хотят оспорить кадастровую стоимость за прошлый 2017 год, то необходимо «подождать» и обратиться либо после 1 января 2019 года за оспариванием кадастровой стоимости, либо чтобы комиссия / суд приняли решение об изменении кадастровой стоимости после 31 декабря 2018 года. В таком случае, по мнению авторов таких рекомендаций, «некоторые налогоплательщики смогут вернуть деньги за 2015-2018 годы».
В законе есть «переходные положения» (ст. 3) – с какого момента и как его положения применяются.
Если в отношении льгот для детей-инвалидов содержится однозначная формулировка о том, что льгота распространяется на правоотношения, связанные с исчислением земельного налога и налога на имущество физических лиц с 1 января 2015 года. То в отношении перерасчета налогов исходя из измененной (оспоренной) кадастровой стоимости указано, что эти положения подлежат применению к «сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года».
Если собственник участка / строения после 01.01.2019 изменил качественные или количественные характеристики своего объекта, что повлекло перерасчет кадастровой стоимости, либо госорган утвердил результаты новой массовой кадастровой оценки, то оспорив кадастровую стоимость в 2021 году, он может рассчитывать на применение этой полученной в результате оспаривания кадастровой стоимости для перерасчёта суммы налога за 2019-2021 годы. Это первый «камень в огород» тех, кто считает, что в 2018 году надо сидеть тихо, а в 2019 оспорить кадастровую стоимость и добиться перерасчета налога с 2017 года.
Если бы законодатель хотел, чтобы налогоплательщики могли пересчитать свои налоги за 2015-2018 год, то распространил новые правила о перерасчете налога на правоотношения, связанные с исчислением земельного налога, налога на имущество физических лиц и налога на имущество организаций с 1 января 2015 года (ну или с 2017 года). Однако этого не сделал. И это второй аргумент против того, чтобы спокойно «ждать» 1 января.
Кстати, если наше толкование закона неверно, то мы готовы с наиболее отчаянными «ожидающими» в 2019 году оспорить кадастровую стоимость и совершенно безвозмездно потребовать от налогового органа пересчитать налоги за 2017 год.
Остальным, кому наши аргументы в пользу подачи заявления об оспаривании именно до конца 2018 года показались убедительными, советуем не терять времени и приступить к решению задачи по оспариванию кадастровой стоимости. Специализирующиеся в данном вопросе компании после 1 декабря просто могут не принять заказ в работу вследствие загруженности и нежелания подвести заказчика.
Будем рады ответить на ваши вопросы о порядке расчета и снижения налогов и других платежей за землю и недвижимость, а также решить проблему с завышенной кадастровой стоимостью земельного участка или помещения.
Мы с нашим заказчиком решили не ждать и уже готовим заявление в суд.