3 октября на сайте keminvest.ru появилась информация о том, что на публичное обсуждение (консультации) вынесены два действующих в Кемеровской области нормативных акта, касающихся арендной платы за землю.
О том, какие возможности появляются у арендаторов земли благодаря данной процедуре и как в ней можно поучаствовать, «Авант-ПАРТНЕР» беседует с Дмитрием МАЛИНИНЫМ, председателем Коллегии адвокатов «Юрпроект» (г. Кемерово) – компании, специализирующейся на делах о земле и недвижимости, а также сопровождении бизнеса.
– Кого касаются обсуждаемые нормативные акты?
– Эти документы определяют порядок расчёта платежей в бюджет за пользование земельными участками, находящимися в публичной собственности (т.е. не в частной). Постановления Коллегии администрации Кемеровской области №62 от 27.02.2008 г. – для г. Кемерово и №47 от 05.02.2010 г. – для остальной части региона. На их основании рассчитывается как арендная плата, так и неосновательное обогащение за использование земли без оформления договора.
– Что стало причиной публичных обсуждений? Так все нормативные акты в Кузбассе обсуждаются?
– В 2017 году в эти постановления было внесено ряд изменений: 3 мая в 62-ое, 9 июня в 47-ое. Изменения вызвали серьёзные замечания у представителей бизнеса, в том числе, у наших клиентов. Если кратко, то в нормативные акты были включены такие условия, которые приводят, на наш взгляд, к необоснованно завышенным платежам или игнорируют законные возможности платить за землю меньше, предусмотренные на федеральном уровне. Например, сильно снижают или вовсе сводят на нет возможности, которые даёт процедура оспаривания кадастровой стоимости. Речь про применяемые в расчётах коэффициенты инфляции, базовой доходности и перехода. Подробнее об этом мы неоднократно писали на сайте kuzbass-kadastr.ru.
В начале августа мы предложили Департаменту инвестиций и стратегического развития Кемеровской области (уполномоченному органу) включить данные нормативные акты в план экспертизы действующих правовых актов на 2017 год. То есть начавшиеся публичные консультации – это часть процесса «экспертизы нормативных актов». Такая процедура проводится в отношении только тех актов, которые создают затруднения для предпринимательства или инвестиционной деятельности в регионе.
– И в чём смысл этой «экспертизы»? Каких результатов вы рассчитываете добиться?
– Смысл процедуры в том, чтобы донести до разработчика (Комитета по управлению госимуществом) информацию, что деловое сообщество не удовлетворено таким нормативным регулированием земельных отношений, и убедить внести изменения, которые уменьшат нагрузку на бизнес. Предполагается в ходе этой процедуры предприниматели и их объединения будут направлять свои замечания и предложения по изменениям – это этап публичных консультаций. Затем уполномоченный орган запрашивает у разработчика мнение по выдвинутым замечаниям, обоснование именно такого нормативного регулирования, как на данный момент, и проводит анализ нормативного акта (исследование) и совещания между всеми заинтересованными лицами. По итогам исследования Департамент подготовит заключение о наличии / отсутствии в документе положений, затрудняющих бизнес. Этот весь процесс занимает 3-4 месяца. И месяц есть у принявшего нормативный акт органа (Коллегии АКО) для внесения изменений или обоснованного отказа от них.
Мы надеемся, что через 5 месяцев спорные положения указанных нормативных актов будут отменены.
– Почему вы не пошли в суд оспаривать эти акты, а выбрали такой путь?
– Во-первых, в суде по конкретным спорам о взыскании задолженности по земельным платежам, в которых мы представляем наших клиентов, у нас уже сейчас есть определённые инструменты и без оспаривания Постановлений № 47 и 62. Так, согласно статьи 12 ГК РФ при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25).
Во-вторых, срок на оспаривание нормативных актов в суде не меньше 5 месяцев на практике, а результат не более предсказуемый, чем вариант с экспертизой нормативных актов. Известный в нашей области пример, когда наши коллеги из одной кемеровской юрфирмы оспорили положение из Постановления №62, позволявшее КУГИ в произвольном порядке изменять способ расчёта арендной платы с формулы от кадастровой стоимости на рыночную арендную плату по отчету оценщика. Постановление суд признал недействительным, а КУГИ оперативно внёс поправки в Постановление, перечеркнувшие все результаты оспаривания. Похожая история была с законом Кемеровской области о цене выкупа земельных участков.
В общем, мы хотим попробовать договориться с властью об адекватных правилах игры, используя не коррупционные механизмы, а законные процедуры.
– Что сейчас делать арендаторам, которые так же, как и вы, решат поучаствовать в этой процедуре?
– До 3 ноября 2017 года любой арендатор публичных земель в Кузбассе и иные заинтересованные лица могут внести свои предложения по изменению постановлений. Или можно письменно направить свои замечания по конкретным положениям, которые, по вашему мнению, несут для вас негативные последствия. Предложения и замечания принимает департамент инвестиций и стратегического развития Кемеровской области, в том числе через сайт keminvest.ru. В дальнейшем всех, подавших предложения и замечания, обещают пригласить на совещания с участием КУГИ. Если есть какие-то сложности в правильном формулировании и оформлении своих мыслей, можно обратиться к нам в Коллегию – мы поможем.
Источник: Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 21 от 12.10.2017