Массовое закрытие или приостановка бизнеса в период пандемии коронавируса вызвали много вопросов у российского, в том числе и кузбасского, бизнеса. Практически ежедневно менялись правила игры, вводились распоряжения и постановления разного характера. Предприятия, в свою очередь, простаивали или закрывались. Когда бизнесы все-таки открылись, «белых пятен» меньше не стало.
С вопросом — как получить квалифицированную юридическую поддержку бизнеса — корреспондент НИА-Кузбасс обратился к Дмитрию Малинину, председателю коллегии адвокатов «Юрпроект», г. Кемерово
— С какими проблемами предприниматели чаще всего сейчас обращаются к юристам?
Арендаторы и арендодатели после снятия ограничительных мер пытаются юридически закрепить свои договоренности. Они обращаются для подготовки или проверки договоров аренды недвижимости и дополнительных соглашений об отсрочке, рассрочке, снижении арендной платы. Оживилась ситуация в сегменте сделок с коммерческой недвижимостью: есть запросы по правовому сопровождению сделок и вопросы для анализа. Например, соблюден ли закон при расчете налога и как можно законно снизить налог на доходы с продажи, избежать доначисления и штрафов.
Пока действовали ограничительные меры, суды практически не рассматривали дела. У бизнеса накопился ворох неразрешенных в переговорах вопросов, а мы, соответственно, получили обращения по разработке стратегии для судебных споров с подрядчиками и поставщиками. Например, руководителю производственного предприятия было необходимо получить независимую юридическую оценку ситуации с его подрядчиками, проектировавшими реконструкцию на производстве. Мы провели ревизию документации (более 2000 страниц текста!), сделали правовой анализ норм права и судебной практики, подготовили рекомендации, к кому из проектировщиков какие требования можно предъявлять, как к такому судебному спору подготовиться и какие перспективы удовлетворения этих требований в суде.
Много обращений по вопросам банкротства с обеих сторон “баррикад”. С одной стороны, от должников, которые вынуждены были закрыть бизнес, не могут рассчитаться с банками и контрагентами, и им необходимо правовое сопровождение процедуры их банкротства. С другой стороны, от кредиторов, которым не заплатили заказчики и покупатели, и остается только “последнее китайское предупреждение” - подать заявление в суд о банкротстве должника.
— Дмитрий Александрович, в чем суть правовой поддержки бизнеса от «Юрпроекта» и зачем она нужна?
Наша задача — это сопровождение бизнеса в вопросах обычной хозяйственной деятельности для того, чтобы были надежно прикрыты «юридические тылы». В частности, мы берем на себя такие задачи:
проводим правовой анализ ситуации для принятия управленческих решений,
разрабатываем договоры и другие важные правовые документы, в том числе регламентирующие бизнес-процессы и юридические процедуры на предприятии,
разрабатываем и реализуем стратегию защиты от претензий госорганов, потребителей и контрагентов и в судах, и на досудебной стадии (это грамотный ответ на претензию, проведение переговоров).
— Как правило, услуги юрфирмы дороже, чем зарплата штатного юриста. У вас есть что-то такое, что не может дать бизнесу штатный юрист?
Наши коллеги — юристы-инхаусы - выполняют, безусловно, важную и ответственную работу. Сопоставление их зарплат и наших ставок едва ли можно сделать абсолютно корректно: в каких-то случаях, наши ставки будут выше, в каких-то — зарплаты штатных юристов. Но если нам платят за конкретный выполненный объем работы, закрытый вопрос, то коллеги получают оплату труда ежемесячно и даже независимо от уровня загруженности. В наши ставки включены затраты на профразвитие, зарплаты административно-технического персонала, налоги и другие расходы, без которых немыслимо существование юрфирмы, а с заплаты штатников работодатель дополнительно платит отчисления во внебюджетные фонды.
Бизнесу нужен альтернативный взгляд и рекомендации, как исключить или минимизировать риски по спорным вопросам, которые могут иметь серьезные экономические и политические последствия. Здесь наше участие действительно актуально. Это важно с учетом того, что не все российские законы написаны ясно и однозначно, а судебная практика очень изменчива и не всегда последовательна. К нам обратилось руководство одного из угольных предприятий, у которого были проблемы с оформлением прав на земельные участки. Была задача — проанализировать и найти способ оформить договор аренды земли без торгов (на торгах размер арендной платы может взвиться до небес!), подготовить правовое обоснование для комитета по управлению муниципальным имуществом. Мы выполнили эту работу, и наш заказчик смог получить земельный участок без торгов, тем самым, сэкономив гораздо большие деньги, чем стоимость правового заключения.
— А почему бизнесу интересно сотрудничество именно с «Юрпроектом»? Есть какие-то особенности, «фишки» которые выделяют именно вас?
Наверное, две вещи. Первая — это стремление к постоянному «апгрейду»: в нашей команде не задерживаются сотрудники, которые работают по принципу “и так сойдет”. Вторая - стремление стандартизировать нашу работу по максимуму. Проверка чистоты сделки, разработка договоров с недвижимостью, подготовка к судебному процессу и работа с приставами ведется на основании утвержденных и постоянно улучшаемых регламентов (нет шаблонов: каждая ситуация чаще всего уникальна, и шаблонными являются, к сожалению, только договоры с нашими заказчиками). Практически завершена разработка стандарта подготовки правовых заключений, где за основу взяты позаимствованные у иностранных коллег правила создания юридических заключений и методика проведения судебных экспертиз.
Все вышеперечисленное снижает трудозатраты, позволяет помнить про определенные риски и делать самое важное.
— Кто будет работать с вашим клиентом? Кто эти люди и какова их компетентность?
В нашей команде есть классные юристы и адвокаты, каждый из которых имеет узкую специализацию в конкретной отрасли права - налоги, недвижимость, банкротство и т.д., за плечами у них успешно завершенные дела в том или ином секторе экономики, например, в медицине или строительстве. На нашем сайте размещена информация о ключевые лицах «Юрпроекта», задействованных в большинстве значимых проектов - моих партнерах по фирме и старших юристах - руководителях проектов. Опыт работы в области права каждого из них от 10 до 20 лет. Мой опыт как практикующего юриста — 13 лет (в 2020 г.).
— Как организована работа с клиентом: один юрист ведет дело или есть так называемая «командная работа»?
Это зависит от проекта. Например, когда мы проверяем чистоту сделки с недвижимостью, в этом процессе задействованы сразу минимум три юриста: один оценивает риски из сферы земельно-имущественных отношений (легитимность границ, законность постройки и т.д.), другой - банкротные риски, связанные с самим продавцом (риски оспаривания сделки и возврата недвижимости продавцу), а третий консультирует по налоговым вопросам, оценивает последствия, даёт рекомендации продавцу и покупателю по формулированию условий договора и последующему декларированию.
— А если у вас в штате нет юриста по какой-то узкой специализации?
Мы уже давно практикуем привлечение внешних экспертов: штатных юристов из сторонних организаций и частнопрактикующих юристов и адвокатов по вопросу, в котором у членов нашей команды компетенции нет, а клиент с ним обратился. Это может быть электроэнергетика, антимонопольное или уголовное право. К примеру, мы готовим правовой анализ хозяйственной деятельности предприятия на предмет налоговых рисков, а клиенту дополнительно важно знать, какие могут быть уголовно-правовые последствия действий руководителей компании. Для этой части анализа в работу включаем адвоката, который специализируется на защите по налоговым преступлениям.
— Сейчас правовая поддержка бизнесу особенно необходима. На каких условиях «Юрпроект» ее оказывает?
Наша основная модель юридической поддержки бизнеса — по заявкам с оплатой за фактически оказанные услуги. Сейчас разрабатываем «Базу правовых решений» (правовая аналитика, рекомендации и документы), которая будет доступна бесплатно только нашим клиентам просто на основании того, что они заключили с нами договор на работу по заявкам и сделали один любой заказ.
— А если будет нужна дополнительная доработка документа? Или индивидуальное решение по какой-то проблеме?
Такая работа выполняется нашими юристами и адвокатами на основании заявки: предварительно оценивается с учетом планируемых трудозатрат в часах стоимость выполнения заявки, после выполнения формируется итоговая стоимость с учетом фактических затрат времени и она не может превышать более, чем на 20 процентов предварительно согласованную.
— Какая лично Ваша роль в этом процессе?
Я не предприниматель и не бизнесмен — в том смысле, что не могу зарабатывать только на марже с продажи труда других. Но и не ремесленник, который делает все сам. А скорее играющий тренер команды: кроме организаторских и руководящих функций в команде юристов и адвокатов, я провожу реальную работу с партнерами и клиентами «Юрпроекта» и на этапе разработки стратегии, и в наиболее важных точках практически любого проекта.
Кстати, про себя как про «играющего тренера» я впервые услышал от своих клиентов. Я стараюсь хорошо «играть» сам и помогаю отлично «играть» другим членам команды.
— То есть, обращаясь за юридической помощью в «Юрпроект» клиент как бы обращается напрямую к адвокату Дмитрию Малинину?
Да — и юридически, и с точки зрения «играющего тренера», который включается всегда, когда это необходимо для успешного завершения проекта. Компетенции нашей команды не вызывают сомнений ни у наших заказчиков, ни у компаний, с которыми мы совместно решаем возникшие вопросы.
Источник: НИА-Кузбасс