«Юрпроект» – бизнес, профессия, принципы – 13 лет пути
В этом году 30 июня исполнилось 13 лет давнему партнёру и хорошему другу редакции «Авант» – Коллегии адвокатов «Юрпроект». Непосредственно перед днём рождения мы устроили дружеские посиделки – вспоминали былое и просто говорили на разные темы. От «Юрпроекта» в беседе участвовали – Дмитрий Малинин, Денис Смотрин, Яна Александрова и Евгений Георгинский, от «Авант-ПАРТНЕРа» – Галина Красильникова и Анастасия Шукшина. Разговор получился интересный, и мы решили поделиться с читателями «Авант-ПАРТНЕРа» небольшими выдержками из него.
Как всё начиналось
Ещё учась в университете, Дмитрий Малинин, сегодня – председатель Коллегии адвокатов «Юрпроект» и его партнёры – Денис Смотрин и Николай Анциферов создали свою первую некоммерческую организацию, которая занималась проведением мероприятий для школьников и студентов. Но, окончив учёбу, они всё-таки решили поработать по специальности: Дмитрий и Николай – юристами, а Денис – экономистом.
«В какой-то момент, – как сказал Дмитрий, – захотелось создать что-то своё, а не просто работать, где мы работаем. Было ощущение, что там какой-то тупик в развитии, а нам нужна была максимальная свобода реализации». Так 30 июня 2009 года появился «Юрпроект».
Начало деятельности «Юрпроекта», как, наверное, и многих тех, кто начинал «с нуля», было непростым. По воспоминаниям Дмитрия и Дениса, «занимались практически любыми юридическими вопросами, а основная реклама была через друзей и знакомых. Благо эта была та среда, в которой в это же время появлялись новые идеи, проекты, и с нуля создавались новые бизнесы. И юристы в ней достаточно гармонично смотрелись».
Но пробовали и другие способы продвижения. «Мы решили, что нужно запустить какую-то массовую услугу для бизнеса. В то время бизнес чаще открывался, чем закрывался. Мы даже целое направление под это придумали – Центр регистрации предприятий «Фирмодел». Правда, через некоторое время в названии Центра стали фигурировать слова «ликвидации и банкротства». Клиентам Центра мы предлагали уже более сложные и интересные нам услуги, переходили на более плотное сотрудничество. За счёт такого массового входа мы смогли создать клиентскую базу из числа начинающих и действующих кемеровских предпринимателей».
К тому же, в скором времени молодая компания нашла партнёров со схожей клиентской целевой аудиторией – бухгалтеров из компании «Аналитика».
Специализация и новые люди
С 2011 компания «Юрпроект» стала больше специализироваться в вопросах регистрации и ликвидации компаний, а также начала вести первые банкротные дела. «Тогда, в 2010-х, компанию можно было закрыть с миллионными долгами процедурой банкротства. Это всё укладывалось технически максимум в 10 месяцев. Сейчас, примерно с 2017-2019, банкротные дела идут годами. Просто так многомиллионные долги не спишешь. Хотя до сих пор приходят люди, уверенные, что есть юристы, которые легко могут это сделать», – говорит Дмитрий.
По словам Дениса, сегодня практически в каждом деле о банкротстве есть оспаривание сделок и привлечение бывших руководителей к личной имущественной ответственности. «Редко бывает дело, в котором этого нет. С 2016 были законодательные изменения, и в основном они коснулись личной ответственности. Банкротство сегодня не остаётся безнаказанным».
Так в процессе работы образовалось одно из направлений, которым в «Юрпроекте» руководит Денис Смотрин – «Банкротство и налоги».
В 2011 году «Юрпроект» стал коллегией адвокатов. По мнению Дмитрия Малинина, это была более чёткая обозначенность в профессии, возможность гарантировать конфиденциальность информации за счёт режима «адвокатской тайны», который в том числе означает запрет на допрос адвоката обо всей информации, полученной от доверителя.
В этом же году к коллегии присоединилась будущий партнёр – юрист Дарья Третьякова, которая занималась делами, связанными с землёй и недвижимостью.
В 2011-2012 годах возникло большое направление для работы юристов – оспаривание кадастровой стоимости. Это была тема, «горячая» для бизнеса, так как в 2010 году появились нормативные акты, согласно которым расчёт арендной платы за землю производился на основании кадастровой стоимости, установленной в регионе. «Мы даже создали отдельный тематический сайт – «КузбассКадастр», посвящённый вопросам кадастровой стоимости и снижению платежей за землю.
Снижение платежей за землю и прочие дела о земле и недвижимости стали тогда на долгие годы одним из ключевых направлений деятельности компании. Появились соответствующие вопросы, которые надо решать для собственников земли и недвижимости, помимо снижения кадастровой стоимости: как сделать реконструкцию здания, узаконить новый объект, разделить его с партнёром по бизнесу и т.п.
Сегодня Дарья Третьякова – партнёр, руководитель практики Коллегии в Москве.
В 2017 году Дарья Третьякова переехала в Москву, а на её место в «Юрпроект» – по делам о земле и недвижимости – пришла Яна Александрова, имея большой опыт работы в «Кузбассразрезугле» и в Комитете по управлению государственным имуществом Кемеровской области. «С её приходом у нас сразу расширился круг юридических вопросов, которые мы можем закрывать: это и изменение категории и вида использования земель, и споры по границам участков, и оформление прав на землю и получение разрешительной документации для строительства». Сегодня Яна руководит в «Юрпроекте» практикой «Земля, недвижимость, строительство».
«Зимняя вишня»
Есть в череде дел «Юрпроекта» одно, стоящее особняком. В 2018 году мы все были потрясены трагедией, произошедшей в кемеровском ТРЦ «Зимняя вишня».
По воспоминаниям Дмитрия, после всего произошедшего, после волнений и митинга на площади перед областной администрацией, они совместно с коллегами из других юрфирм, юристами и адвокатами собрались и определились, что «мы должны помочь, чем можем, причем бесплатно». Достаточно быстро собралась сеть организаций из Кемерова и других городов России – Общественный центр помощи пострадавшим: одни непосредственно начали работу с потерпевшими, принимали участие в заседаниях как представители потерпевших, другие оказывали интеллектуальную и правовую поддержку дистанционно.
И эти все дела были реальной помощью, как со стороны «Юрпроекта», так и со стороны многих, кто входил в этот общественный центр. Юристы, входившие в общественный центр, довели многие правовые вопросы до финала: уголовные дела – до приговоров, гражданские – до исполнений, фактического получения денег. По словам Дмитрия, большей части предпринимателей выплатили компенсации. Члены семей погибших и те, кто получил вред здоровью, получили выплаты, в том числе и со стороны основного собственника торгового центра – «Кемеровского кондитерского комбината». «До вынесения приговоров мы смогли найти юридические механизмы вне уголовного дела, чтобы заставить их заплатить. Это такое дело, за которое до сих пор не стыдно.».
О времени, законах, портрете российского предпринимателя...
Анализируя изменения, произошедшие за всё это время в бизнес-среде, Дмитрий сказал: «Раньше предпринимателям было легче». При этом он отметил, что ему «кажется, здесь не столько законы поменялись, хотя и они в том числе, сколько политика государства изменилась».
По мнению Дениса, «юрист работает в двух плоскостях: с тем, что написано «на бумаге», и с практикой применения». И он отмечает произошедшие за эти годы изменения, в частности в работе налоговой: «Ужесточаются сами по себе проверки. Да, их становится меньше, статистика налоговых органов показывает, что количество выездных проверок падает. Но смотрите, почти каждая выездная проверка заканчивается доначислениями. О чём это говорит? Это говорит о том, что налоговая приходит не проверять, а оформлять доначисления. Растёт и уровень технической оснащённости органов. В них консолидируется очень много информации, они видят бизнес насквозь».
Но, по его мнению, «бизнес всё равно к этому достаточно холодно относится, у него всё ещё высокая инерционность. У нас многие бизнесмены живут по-старому, потому что надеются, что сработает правило: жёсткость закона нивелируется необязательностью его исполнения. Иногда это срабатывает, а иногда очень сильно бьёт по бизнесу. Потому что часто решения налоговых органов о привлечении к ответственности заканчиваются списком имущества, которое было приобретено собственником бизнеса за последние три года».
Хотя предприниматели тоже меняются. По словам Дмитрия, если делить предпринимателей на две группы: «реальные» – те, кто уже занимается бизнесом давно и уверенно, и «фантазёры», которые только начинают и берутся за реализацию самых невероятных идей. «Сейчас мы всё меньше видим предпринимателей-«фантазёров». Вообще меньше случайных людей. Это и хорошо, и плохо. Возможно, не появляются новые направления, которые выросли бы во что-то интересное, но, с другой стороны, люди занимаются тем, на что они более способны».
«На самом деле бизнес разношёрстный, его нельзя загнать в определённые критерии, – добавляет Денис. – Если речь идёт про малый бизнес, там очень высокий отсев, в связи с тем, что мало ресурсов. Но именно там всё ещё есть «фантазёры». Наверное, только у них и получаются интересные стартапы. А я ещё отмечаю, что средний бизнес стал крупнее, умнее, опытнее. Люди, которые занимаются средним бизнесом стали смотреть на него системнее, стали задаваться вопросами его правильного структурирования. Пытаются правильно разложить активы, сделать их более безопасными, задаться вопросами дробления, описать бизнес-процессы. В этом бизнесе сейчас происходит небольшая смена поколений. И я думаю, что бизнес стал более информированным и в каком-то смысле – смиреннее. Большинство уже знают про риски субсидиарной ответственности, знают, что с НДС нельзя баловаться. Возможно, это продолжение мысли о том, что в бизнесе становится меньше случайных людей. Потому что наконец-то бизнес становится профессиональной сферой».
О кадрах, команде и профессии
В процессе разговора мы не могли не коснуться темы, связанной с кадрами и профессионализмом, а также с расхожим мнением, что на рынке огромное количество юристов, так как юридические факультеты открыли практически все вузы.
По данным Евгения Гергинского, сейчас только в юридическом институте КемГУ учатся 1794 студента, то есть больше 400 человек на курсе или, с другой стороны, столько каждый год должно выходить на рынок Кемерова молодых юристов. Но, по мнению того же Евгения, «кто-то пойдёт на госслужбу и не попадёт в коммерческий сектор, кто-то пойдёт работать не по своей специальности – достаточно большой процент просто не будет заниматься юриспруденцией. И вот этот миф, что юристов много… Мы его на себе как-то не ощущаем».
Кроме того, очень большой отток просто из региона. «Это общая тенденция по рынку. В молодом возрасте высока социальная, географическая мобильность. Если человек умён и не обременён семейными обязательствами, то очень большая вероятность, что в течении двух лет после окончания вуза, он скорее всего уедет. Моё мнение, что сейчас в провинции, и Кемеровская область не исключение, есть дефицит кадров не только рабочих специальностей, но и в том числе в юриспруденции, – комментирует ситуацию Денис. – Я в этом году присутствовал на защите дипломов. Примерно 15-20% от группы приезжают сюда на защиту будучи уже гражданами других регионов. Если раньше речь шла об отъезде после вуза, то сейчас они уже в процессе обучения, не имея диплома о высшем образовании, находят работу в других регионах. И приезжают сюда просто защитить и забрать свой диплом».
Одно время «Юрпроект» проводил конкурс «Молодые юристы: лучшие из лучших». «Конкурс – отличный способ выявить увлечённых правом ребят. Два года мы проводили конкурс, и с каждого года привлекали к себе трёх студентов, которые у нас достаточно долгое время работали», – рассказывает Дмитрий. До сих пор мы активно привлекаем студентов и выпускников из Юрфака КемГУ – на летнюю практику, на стажировку, помогаем получить практические навыки, освоиться и определиться с дальнейшим направлением в профессии.
Сегодня в команде «Юрпроекта» в Кемерове 10 человек, плюс «московский офис» Дарьи Третьяковой.
Попросив порассуждать на тему «кто он – хороший юрист?», мы получили такой спектр мнений.
Евгений Георгинский: «Как в поговорке: хороший юрист – это пессимист. Он должен предвидеть самую худшую ситуацию и понимать как из неё выходить».
Денис Смотрин: «Для меня юрист – это совокупность ролей. Иногда юрист – это психотерапевт, а иногда – священник. Иногда человек приходит, и ты, как профессионал, понимаешь, что его проблему никто решить не сможет, что ему нельзя помочь, но ты можешь рассказать как ему жить с этим. Юрист – это человек оркестр».
Яна Александрова: «Юристы должны быть гибкими, но принципиальными. Ситуации бывают разные, лавировать приходится достаточно, но есть определённый набор принципов, которые нельзя переступать».
«Я всегда вспоминаю интервью с Германом Грефом, в котором он рассказывал, какие качества, гибкие навыки будут помогать молодежи в ближайшие годы. Что будет пользоваться спросом в связи с меняющимся миром? «Решатели проблем и те, кто может вырабатывать решения». Мне кажется, что именно это и есть основные качества профессиональных юристов. Юрист должен понимать логически в чём источники, причина проблемы – в чём она заключается (и проблема ли это) и какие могут быть у неё последствия. И потом уже прогнозировать её решение, обсуждать и помогать принимать решение клиенту. Это способность сесть с ним в одну лодку, не забывая про то, что ты всё-таки в этой лодке не сидишь, что в этой лодке плывёт он. А ты мысленно с ним в неё садишься и представляешь, как бы поступил ты. Вот на это есть спрос у клиентов. Чтобы юрист не отстранённо сказал какие есть варианты, а добавил немного лишнего, немного себя, своих чувств и предположений, какой вариант выстрелит», – резюмировал Дмитрий.
Об экономике, рынке юруслуг и «правилах ЮП»
По мнению Дмитрия, рынок сегодня «немного поужался». Но, с другой стороны, «гайки постоянно подкручиваются», что поддерживает спрос на юридические услуги.
«Юридический рынок балансирует, потому что на него действуют две тенденции. Первая: юристы – это обслуживающая сфера. Есть отрасли материального производства, а мы, в хорошем смысле, обслуга. Если остальные сферы экономики проседают, то предприниматели вынуждены сокращать траты на юридические услуга. С другой стороны, чем хуже ситуация в экономике, тем больше конфликтов, соответственно, нужнее юристы», – говорит Денис Смотрин.
Чтобы сохранять за собой позиции, нужно профессионально и честно работать несмотря ни на что. «Есть дела, в которых я считаю, что мы достойно себя вели и сделали всё от нас зависящее. Не всегда в юриспруденции можно ставить вопрос об оправдании. Зачастую речь идёт о том, чтобы снизить тяжесть ответственности бизнеса. Обвинительный уклон в пользу государства, ожесточение администрирования лишний раз подтверждает эту статистику. Это как с оправдательными приговорами: у нас их 0,2%, какая-то такая, очень смехотворная статистика. В контексте о налоговых спорах – 3-5% это очень хорошо. Выигрыш – это уже тогда, когда ты смог свести к минимуму потери бизнеса», – комментирует свою позицию Денис.
В «Юрпроекте» есть так называемые «Правила ЮП» – регламенты обязательные на разные случаи жизни. «С одной стороны, это методичка, в которой прописано как мы и наши сотрудники должны выполнять свою работу, чтобы максимально быстро добиваться наилучшего результата. Или максимально возможного. С другой, это своя внутренняя конституция, свой закон. Мы, конечно, его меняем, как и конституцию РФ, когда нам это необходимо. Некоторые правила мы внедряем и смотрим, приживутся они или нет. Но стараемся всё, о чем поговорили, прописать.
Одно из основных правил «над правилами» – мы придерживаемся договорённостей, даже юридически не закрёпленных. Это один из принципов, по которым у нас люди работают, и по которым мы работаем с нашими заказчиками», – рассказывает Дмитрий.