На сайте используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Для того, чтобы сделать ваше посещение комфортным и нашу работу эффективнее. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с использованием этих технологий.

Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Ваше имя *

Номер телефона *

Ваш E-mail *

Задайте вопрос

Получить книгу

ФИО *

Ваша должность

Название организации / ИНН *

Отрасаль

Ваш E-mail *

Номер телефона *

Ru
Новости и аналитика

Дмитрий Малинин прокомментировал ситуацию вокруг построенного "неизвестными" моста в кемеровском районе

Дмитрий Малинин прокомментировал ситуацию вокруг построенного "неизвестными" моста в кемеровском районе

После рекордно снежной зимы в Кузбассе ожидается сильный паводок. В том числе основательно могут пострадать более 250 дачных участков возле деревни Жургавань Кемеровского района. Это место на берегу Томи – известная зона подтопления. Однако в последние годы опасение дачников вызывает и протекающая в непосредственной близости от участков малая река. По их наблюдениям, уровень воды в ней резко поднялся из-за дамбы, выполняющей роль технологического моста, которым река оказалась перекрыта на участке, арендованном компанией по добыче гравия.


Супруги Нина Алексеева и Александр Волков – дачники СНТ «Нагорное нижнее» уже более 35 лет, с самого его основания. К весеннему паводку здешние садоводы (около 150 участков) готовы всегда. Но половодье 2015 года превзошло самые худшие опасения.

Это было самое большое затопление за всю историю садоводческого товарищества, – рассказывает Нина Ивановна. – У нас в доме воды было – почти по форточку. И это при том, что фундамент дома приподнят на метр.
Нина Алексеева и Александр Волков
Дачники СНТ «Нагорное нижнее»

За уровнем воды в малой реке Промышленная, или Лянгус, которая, огибая садоводческое товарищество, впадает в Томь, дачники наблюдают много лет. По их словам, в 2015 году после паводка в летнее время уровень воды в реке поднялся почти на метр к своему естественному уровню. По мнению мичуринцев, основной причиной тому стало возведение на Промышленной дамбы – в районе впадения реки в Томь. Это место какое-то время было скрыто от всех бетонным забором, которым свою промплощадку (на берегу Томи) отгородило предприятие по добыче гравия.

Мы не могли проходить к реке. Затем люди стали возмущаться, и часть этого забора убрали, тогда мы и увидели, что русло Лянгуса расширено, а перед его впадением в Томь возведена дамба с железобетонными лотками и водопропускной трубой для регулирования уровня воды в реке. Это было года три назад.
Нина Алексеева
Дачница СНТ «Нагорное нижнее»

В прошлом году паводок был не таким сильным, но вода в Лянгусе держалась почти на таком же уровне, как в 201-м, рассказывают дачники. При этом течение воды в реке замедлилось, она начала заболачиваться и цвести, а растущее по её берегам деревья, оказавшись в воде, стали гнить.

С просьбой рассмотреть ситуацию садоводы обратились в управления Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Природоохранную прокуратуру, областной департамент экологии и природных ресурсов, администрацию Кемеровского района.

Контролирующие органы должны сделать какое-то заключение, проверить влияние дамбы на реку, но вместо этого они перекидывают наши обращения друг другу и дают нам формальные отписки.
Нина Алексеева
Дачница СНТ «Нагорное нижнее»

Не пойман – не строил

Из ответов на письма дачников и журналистские запросы, которые мы отправили в ряд инстанций, выяснилось, что дамбы через Лянгус на бумаге не существует.

Управлением архитектуры и градостроительства администрации Кемеровского муниципального района разрешение на строительство гидротехнического сооружения не выдавалось.
Глеб Орлов
Глава района

В районной администрации также сообщают, что данное сооружение расположено за границами участков, которые использует в своей производственной деятельности «Сибгравий», на землях водного фонда, поэтому в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности района отсутствуют какие-либо сведения об этом объекте.

В государственном водном реестре не зарегистрировано право пользования рекой Промышленная для строительства данного сооружения.
Елена Козионова
И.о. заместителя руководителя Верхне-Обского БВУ – начальник отдела водных ресурсов по Кемеровской области

Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области выдал компании «Сибгравий» лицензию КЕМ 42041 ТР на разведку и добычу гравия в 2007 году. По данным карты, предоставленной в ведомстве, лицензионный участок включает весь остров Журавлиный, а также часть участка на берегу Томи с кадастровым номером 42:04:0211016:169. Этот участок, как и участок 42:04:0211003:984, «Сибгравий» арендовал у КУМИ администрации Кемеровского района. По данным публичной кадастровой карты, беспокоящее дачников сооружение находится в границах этих участков.

В марте 2015 года Инспекция государственного строительного надзора по Кемеровской области обращалась в областной арбитражный суд с требованием признать насыпь на Лянгусе самовольно построенным объектом и обязать «Сибгравий» снести его за свой счёт. На основании проверки управления Роспотребнадзора летом 2014 года истец заключил, что сооружение для движения техники по участкам, разъединенных рекой, возвела именно эта компания. Суд посчитал, что достаточных доказательств тому не предоставлено и иск не удовлетворил.

Но ведь до прихода «Сибгравия» никакой дамбы или моста не было. Что же он, с неба свалился?
Александр Волков
Дачник СНТ «Нагорное нижнее»

В своём коллективном обращении в редакцию члены СНТ «Нагорное нижнее» и «Лесная новь» (расположено выше и включает около 110 участков) пишут, что готовы подтвердить, что мост возник на реке только с приходом «Сибгравия».

Народ против гравия

Летом 2015 года в посёлке Жургавань прошёл сельский сход по вопросу работы гравийного карьера: местные жители и дачники высказывали недовольство. Председатель «Лесной нови» Александр Рябченко считает, что на сильные затопления последних лет повлияла деятельность по добыче гравия в целом.

Весь берег засыпали горами ПГС, у нас уровень воды из-за этого поднимается: всё, что течет оттуда с горы, с тайги, здесь в дамбе скапливается. То есть мало того, что поставили забор вдоль речки, так ещё за ним насыпали терриконы. Ситуация ухудшалась по мере развития производства: после того, как построили дамбу, в 2015 году, у нас резко поднялся уровень воды. Были затоплены даже те участки, которые никогда не топило: я здесь проживаю с начала 2000-х.
Александр Рябченко
Председатель «Лесной нови»

Между тем, по мнению представителей «Сибгравия», местные жители и дачники сами засоряют Большую Промышленную и её берега бытовым мусором.

Как пояснили в департаменте природных ресурсов и экологии, «Сибгравий» начал отчитываться о добыче на Журавлёвском участке с 2013 года. Представитель компании на вопрос, имелась ли мост-дамба на реке Промышленная к тому моменту, когда они приступили к работе в данном месте, отвечает: «Он там был». Собеседник газеты также пояснил, что мост в технологической цепочке задействован не был.

Ответственное за сооружение моста лицо, по данным редакции, до сих пор официально не установлено. «Если дамба бесхозная и, судя по всему, никому не нужна, почему бы её не демонтировать?» – задаются вопросом члены СНТ.

Вопросы демонтажа данного сооружения необходимо решать после установления цели его строительства и его собственника.
Елена Козионова
И.о. заместителя руководителя Верхне-Обского БВУ – начальник отдела водных ресурсов по Кемеровской области

Но если с собственником всё понятно – точнее, его нет, то по поводу предназначения моста-дамбы руководитель областного управления Ростехнадзора Дмитрий Веселов поясняет следующее:

Указанное в обращении сооружение представляет собой насыпь из скальных грунтов, в теле которого уложены водопропускные трубы, и предназначено для перемещения песчано-гравийной смеси автомобильным транспортом, то есть не является гидротехническим сооружением по своему функциональному назначению, и не является объектом надзора и контроля Управления.
Дмитрий Веселов
Руководитель областного управления Ростехнадзора

Кому могло понадобиться перевозить песчано-гравийную смесь через Лянгус, сейчас можно только догадываться.

Суд вместо рекультивации

Решением от 09.09.2015 департамент природных ресурсов и экологии досрочно прекратил право пользования «Сибгравием» Журавлёвским участком по лицензии КЕМ 42041 ТР. По данным областной природоохранной прокуратуры, компания в настоящий момент добычу на участке не ведёт: она сдала свою производственную базу и технику в аренду другой организации, которая реализует добытую ранее песчано-гравийную смесь.

Так кто же должен демонтировать пресловутый несанкционированный объект на реке в отсутствие собственника? В администрации Кемеровского района, видимо, считают, что эта обязанность лежит на предпринимателях. Замглавы района по экономике и финансам Константин Подрябинкин в ответе председателю СНТ «Нагорное нижнее» Виктору Богачеву 3.08.2016 г. сообщает, что решением облдепаратмента об отзыве лицензии на «Сибгравий» возложена обязанность привести земельные участки, нарушенные при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования, «что включает в себя также демонтаж гидротехнического сооружения».

«До настоящего момента проект рекультивации ООО «Сибгравий» на согласование в администрацию не поступал», говорится в том же письме. Наверняка, в администрации знают, почему компания не спешит с рекультивацией. «Сибгравий», посчитав решение департамента о досрочном отзыве лицензии, действие которой заканчивается только в 2027 году, нарушением предпринимательских прав, обратился в суд с заявлением о признании его незаконным. Областной арбитражный суд, а также две следующее инстанции в удовлетворении иска отказали. 10 января 2017 года Верховный Суд РФ отклонил кассационную жалобу для рассмотрения на экономической коллегии. Это решение не является окончательным, прокомментировал собеседник из «Сибгравия», дав понять, что компания будет использовать все процедуры, предусмотренные процессуальным законодательством для следующего обжалования.

Вопрос о судьбе моста через Лянгус также остаётся открытым. Тем временем члены двух СНТ опасаются, что нынешним паводком их дачи буквально смоет, саженцы погибнут, а река Промышленная превратится в болото. Региональный главк МЧС направил обращение в администрацию Кемеровского района для рассмотрения и принятия мер (по федеральному закону, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций относится к вопросам местного значения).

Между тем, в администрации района 31 марта нам сообщили, что в рамках мероприятий по подготовке к паводку обследование моста не проводится. Оказывается, «в связи с тем, что объект не является гидротехническим сооружением». (В предыдущих ответах администрация стабильно называет мост гидротехническим сооружением). Мы будем следить за развитием ситуации.

Кстати

Как следует из решения областного арбитражного суда, нарушения лицензионного соглашения (лицензия КЕМ 42041 ТР) со стороны «Сибгравия» выразились в том, что предприятие пользовалось без разрешения реками Томь и Промышленная «с целью проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ», препятствовало проходу жителей к реке, создав на месте бывшего забора насыпь, размещало склады ПГС на землях сельхозназначения. «Сибгравий» прекратил все нарушения, кроме последнего, ссылаясь на бездействие КУМИ района по переводу участка № 42:04:0211003:984 из земель сельского хозяйства в земли промышленности.

Прямая речь

Возможными причинами цветения и заболачивания реки могут являться: небольшое количество выпавших осадков на водосборе, снижение скоростей и расходов воды в реке. Оценка влияния инженерного сооружения на подъем уровня воды и заболачивание реки может быть определена специализированной организацией по результатам инженерных изысканий.
Сергей Высоцкий
Начальник департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области
Деревню Жургавань в Кемеровском районе и расположенные вблизи садовые участки затапливает в любом случае: даже при уровнях меньше, чем мы ожидаем, а в этом году ожидаем на метр больше. Основной «виновник» затопления – река Томь. В 2015 году на Томи отмечался самый высокий уровень с тех пор, как мы перенесли пост наблюдения. По поводу же Большой Промышленной к нам никто не обращался. Мы могли бы сделать измерения, сопоставить и проанализировать, действительно ли влияет сооружение на реке на увеличение максимальных уровней.
Олеся Михалёва
Ведущий гидролог Кемеровского Гидрометцентра
Несанкционированное проведение работ на водных объектах может вызывать неблагоприятные последствия для самого водного объекта, а также может способствовать возникновению негативного воздействия вод и чрезвычайных ситуаций.
Елена Козионова
И.о. заместителя руководителя Верхне-Обского БВУ, начальник отдела водных ресурсов по Кемеровской области
В данном случае орган, уполномоченный на выявление нарушений и составление протоколов, – Ростехнадзор, а нарушение заключается в строительстве дамбы (моста) без разрешения. Причём объект проверки должен соответствовать понятию «гидротехническое сооружение» даже не юридически, а по своим техническим характеристикам. А инициатором такой проверки, полагаю, должно быть Федеральное агентство водных ресурсов – как орган власти, выступающий от имени РФ в вопросах федеральной собственности, к которой относятся практически все водные объекты. Кроме того, река Промышленная является объектом ведения (надзора) департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области в части соблюдения законодательства об охране водных объектов.Нужно понимать, что по закону одно нарушение может быть предметом ведения сразу нескольких структур. Ростехнадзор в данном случае должен оценивать безопасность сооружения, департамент – проверять, как используется водный объект, Росводресурсы – обращаться в суд к нарушителю, выявленному в результате работы двух вышеозначенных органов, требовать сноса сооружения, возмещения ущерба, причиненного водному объекту.Ещё один уровень проблемы связан с интересами населения. Из анализа федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» следует, что органы местного самоуправления муниципального района имеют ряд обязанностей по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Таким образом, если эта дамба угрожает затоплением населенному пункту, жители могут требовать от главы администрации района принятия мер реагирования, предупреждения такой угрозы и жаловаться в областное управление МЧС России на бездействие администрации.
Дмитрий Малинин
Председатель коллегии адвокатов «Юрпроект»

Источник: Сайт Газеты "Кузбасс"

Похожие материалы

Государство может завтра забрать ваши активы?
Новости и аналитика
Операции с недвижимостью перед Новым годом. На что юристы рекомендуют обращать внимание
Новости и аналитика
Строим без рисков: как проверить земельный участок до покупки
Новости и аналитика