На сайте используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Для того, чтобы сделать ваше посещение комфортным и нашу работу эффективнее. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с использованием этих технологий.

Мы свяжемся с вами в ближайшее время!

Ваше имя *

Номер телефона *

Ваш E-mail *

Задайте вопрос

Получить книгу

ФИО *

Ваша должность

Название организации / ИНН *

Отрасаль

Ваш E-mail *

Номер телефона *

Ru
Новости и аналитика

Региональные нормативные акты о цене выкупа земли и размере арендной платы можно оспорить. В каком порядке?

На момент публикации данной статьи на сайте "Картотека арбитражных дел" опубликовано пока еще не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27 марта 2013 года по делу № А27-19577/2012 (судьи Гуль Т.И., Ходякова О.С. и Фуртуна Н.К.).

Арбитражный суд признал недействующими абзац 4 пункта 2.11, пункт 2.13 Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Кемерово, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.02.2008 № 62, как не соответствующие постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582.

Судьи решили, что формулировки «по инициативе уполномоченного органа» для определения размера арендной платы может привести к необоснованным предпочтениям. Что, надо признать, логично.

Примечательно, что ранее арбитражные суды в большинстве своем исходили из того, что дела об оспаривании нормативно-правовых актов в области земельных отношений им не подведомственны, поскольку ст. 29 АПК РФ не содержит прямого упоминания о возможности оспаривания в арбитражном суде нормативных правовых актоворганов исполнительной власти субъекта РФ, определяющих в той или иной мере размер платы за пользование землей (земельным участком).

В то же время в отношении нормативных правовых актов органов местного самоуправления существовал противоположный подход, состоящий в том, что ст. 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" позволяет оспаривать в арбитражном суде решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, поэтому в арбитражном суде могут быть оспорены нормативные правовые акты, регулирующие размер платы за пользование земельными участками.

Отметим, что Верховный Суд РФ в п. 3 раздела "Судебная практика по административным делам" Обзора судебной практики за четвертый квартал 2011 года (утв. Президиумом ВС РФ 14.03.2012) разъяснил, что нормативный правовой акт, утверждающий результаты государственной кадастровой оценки земель, должен оспариваться в судах общей юрисдикции.

Принципиальные изменения внесло Постановление Президиума ВАС РФ N 10034/11 от 17.01.2012 по делу N А12-16233/2010.

Высшая судебная инстанция по экономическим спорам решила данный вопрос так: нормативные правовые акты, положения которых способны повлиять на определение размера платы за пользование земельным участком, находящимся в публичной собственности, могут быть оспорены в арбитражном суде.

Суд, в частности, сослался на пункт 1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ, в котором предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

Президиум ВАС РФ также отметил, что отнесение к подведомственности арбитражных судов подобных споров "соответствует общей тенденции развития правового регулирования вопросов подведомственности арбитражным судам дел по нормоконтролю исходя из экономического характера правоотношений".

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 № 15837/11 данный подходил нашел свое дальнейшее развитие.

Выводы

Таким образом, на сегодняшний день мы имеем следующее:

  1. Нормативно-правовые акты об утверждении государственной кадастровой оценки земель на территории субъекта РФ могут быть оспорены только в суд общей юрисдикции.
    Это актуально в контексте как прошедшей в 2007-2008 гг. кадастровой оценки, так и грядущей в 2013-2014 гг. новой кадастровой оценки в Кузбассе. В данном случае надлежит обращаться в Кемеровский областной суд.
  2. Нормативно-правовые акты об установлении ставок цены выкупа или размеров (формул определения) арендной платы за пользование земельными участками могут быть оспорены в арбитражном суде.

Следовательно, Закон Кемеровской области от 07.02.2013г. № 10-ОЗ о цене выкупа земли, а также постановление Коллегии администрации Кемеровской области от 27.02.2008 № 62 о размерах и порядке взымания арендной платы могут быть признаны недействующими по заявлению коммерческой организации или индивидуального предпринимателя, поданного в Арбитражный суд Кемеровской области. 

Похожие материалы

Операции с недвижимостью перед Новым годом. На что юристы рекомендуют обращать внимание
Новости и аналитика
Строим без рисков: как проверить земельный участок до покупки
Новости и аналитика
Как проверить объект недвижимости перед покупкой. Часть 3 – Структурирование сделки
Новости и аналитика