1 июня 2021 г. вступают в силу поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», касающиеся так называемой “просветительской деятельности”. О том, как принимался данный закон, какие замечания были высказаны Комитетом госдумы по образованию и науке, общественной палатой и другими - читайте по ссылке.
Юридическое и научное сообщество единодушно раскритиковали закон, а в интернете создавались и массово подписывались петиции против его принятия. Разберемся, чем же так плох данный закон:
Очевидно, чтобы как-то зарегулировать “просветительскую деятельность” нужно определиться, что мы понимаем под данным термином.
Закон содержит такое определение:
“ - это осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов”.
Как вы видите, понятие “просветительская деятельность” получилось настолько широким, что под него можно подвести не только открытые лекции, платные семинары от бизнес-консультантов или практикующих специалистов,обучающие ролики на Ютюбе, но и, например, такие ситуации:
Вы пересказываете своим друзьям содержание недавно прочитанной книги? Это просветительская деятельность!
Вы показываете соседке как варить борщ по вашему фирменному рецепту? Просветительская деятельность!
Вы разучиваете с собственным племянником алфавит? Очевидно, что это просветительская деятельность!
Таким образом, контролирующие органы могут признать “просветительской деятельностью” что угодно по собственному усмотрению.
Законопроект запрещает использовать просветительскую деятельность для “разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции РФ”.
Запрет “разжигать рознь” в этом законе абсолютно бессмысленный, так как данные действия российским законодательством и так запрещены под страхом уголовной ответственности.
Что же касается запрета сообщать “недостоверные сведения”, то хотелось бы поинтересоваться, кто будет оценивать сведения на предмет их достоверности. Любая наука - гуманитарная, естественная, точная - не является набором незыблемых аксиом. Каждый день рождаются, подтверждаются или опровергаются многочисленные теории и гипотезы.
Исходя из этого запрет “недостоверных сведений” можно понимать только как введение цензуры, когда любое мнение, отличное от “официального” можно будет запретить как “недостоверное”. Собственно, создатели закона свои намерения не скрывают. Так, на официальном сайте Госдумы прямо сказано, что закон призван “оградить российских граждан, в первую очередь школьников и студентов, от антироссийской пропаганды, подаваемой под видом просветительской деятельности”. Ведь не будем отрицать, что в отношении ряда исторических личностей и событий в истории нашей страны мы не имеем однозначного мнения - роль Николая Второго и Иосифа Сталина, раскулачивание, голодомор, депортация народов, Катынь, ГУЛАГ и прочие. Да даже хотя бы татаро-монгольское иго! По причине “недостоверности” можно будет запретить выдвигать альтернативные гипотезы, приводить идущие вразрез с идеологией факты и оценочные суждения известным фактам.
Стоит ли говорить, что закон в этой части прямо нарушает статью 29 Конституции РФ, гарантирующей свободу слова, свободу распространения и получения информации, а также запрет цензуры.
Закон не содержит никакой конкретики, он лишь говорит, что просветительская деятельность должна контролироваться. Конкретные правила же должно разработать Правительство РФ.
И здесь мы вновь видим нарушение Конституции РФ. Статья 55 допускает, что некоторые из гарантированных конституцией прав могут ограничиваться. Но такие ограничения должны вводиться только федеральными законами, но никак не актами исполнительной власти.
С учетом того, что акты Правительства принимаются по куда более простой процедуре, нежели законы, можно предположить, что конкретные правила “просветительской деятельности” будут переписываться исходя из желания российских властей запретить в конкретный момент то или иное неугодное мнение.
Первоначальный проект постановления Правительства РФ подтвердил самые худшие предположения:
и без того “резиновое” определение просветительской деятельности стало еще шире;
просветительской деятельностью запретили заниматься так называемым “иностранным агентам”. Не секрет, что иностранными агентами в России признаются прежде всего заметные общественные организации, вызывающие недовольство властей;
просвещением разрешили заниматься только людям с как минимум двухлетним опытом работы, то есть студент-старшекурсник не может прочитать лекцию по теме своей дипломной работы для школьников;
вести просветительскую деятельность можно только на основании договоров - абсурдное требование, с учетом того, что значительная часть просветителей читает лекции без какой-либо оплаты, “за идею”.
Данный проект после огромного вала критики в итоге отозвали “на доработку”. Возможно, самые одиозные пункты из него исчезнут, однако, общее направление вряд ли кардинально изменится.
Закон “о просветительской деятельности” прямо противоречит Конституции РФ и является попыткой ввести в России цензуру. Жертвой данного закона может стать кто угодно - “резиновые” определения и широкие полномочия исполнительной власти это позволяют.
Если Вас или Ваш бизнес затрагивает данный закон, возникли вопросы, как дальше вести Вашу деятельность, которая может с 1 июня быть признана “просветительской”, отправляйте вопросы на почту info@jurproject.ru с темой “закон о просвещении”