Получить консультацию

Ваше имя *

Номер телефона *

Задайте вопрос

Ru
Новости и аналитика

Мир всеобщего авторства

foto-5.jpg

Фото: Максима Киселева

В рамках Фестиваля «Наука42», который проходил в Кемеровском государственном университете в самом начале апреля, адвокат Дарья Третьякова в своей публичной лекции «Авторские права: скрытая угроза» рассказала, как использовать чужой контент и не нарушить закон и что делать, если жертвой кражи контента стали вы сами.

Дарья Третьякова, адвокат коллегии адвокатов «Юрпроект», популяризатор юриспруденции и телеграм-блогер, известна в Кузбассе, прежде всего, как специалист по земле и недвижимости. Интерес к теме интеллектуальной собственности, по её словам, вызван в связи с её «образовательным процессом». Во-первых, сейчас она повышает квалификацию в магистратуре Российской школы частного права (г. Москва), где этому вопросу «уделяется огромное внимание, так как рынок интеллектуальных прав в Москве гигантский». «Я, как и многие юристы в Кемерове, была безумно далека от интеллектуальной собственности. У нас этим мало кто занимается, ближайшие «интеллектуальщики» в Новосибирске. Это связано с тем, что в нашем регионе это не самая востребованная тема, поэтому в ней мало кто разбирается. В магистратуре у меня преподавателями были очень известные профессионалы в сфере интеллектуальных прав, у них только мёртвый бы ничем не заинтересовался и ничего не понял...», – рассказывает она. Во-вторых, являясь выпускницей Школы лекторов Фонда «Эволюция», она занимается популяризаторской деятельностью и во время подготовки своих выступлений «увидела запрос на эту тему, причём от людей, которые что-то делают, от тех, кто производит контент». Так появилась эта лекция.

«Пока не поймали» или «не уверен не делай»

Авторские права — это то, что принадлежит каждому из нас, они распространяются на всё, что создано «творческим трудом», в том числе и на пост в твиттере из трёх слов с десятью орфографическими ошибками. Авторство неотчуждаемо, можно только продать/ передать право использования/ воспроизведения — это основа авторского права. Дальше идут нюансы.

Конечно, основные вопросы, когда практически у каждого есть профиль в соцсетях, связаны с публикациями в интернете. Сегодня, при том что «всё есть в интернете», важно помнить, что «у всего есть автор». Это относится и к соцсетям, хотя, казалось бы сама природа и логика их существования вступает в противоречие с понятием авторства. А ведь неправильно оформленная цитата в вашем посте или несколько секунд чужого видео в вашем ролике могут повлечь иск на сотни тысяч и даже миллионы рублей. Под ударом находятся и те, кто работает «в офлайне». Так очень опасно для бизнеса нелегально использовать образы популярных «мультяшек» в своих товарах или в рекламе – в последние годы правообладатели  буквально заваливают исками предпринимателей, выпускающих продукцию с изображениями Смешариков, Маши и Медведя и других персонажей.

В отдельных случаях речь может идти об уголовной ответственности за нарушение авторских прав. Да, сегодня таких дел немного. Но, как заметила Дарья, «это статья с потенциалом», понятно, что «большую часть просто не ловят», поэтому «пока не поймали» — тоже тактика, но лучше всё-таки начать включать голову. И первый, главный принцип — если вы не понимаете, нарушаете или нет, то лучше не делайте. Ещё лучше, конечно, спросить автора, но нередко это оказывается либо дорогостояще, либо трудоёмко, либо практически невозможно, — и здесь могут помочь следующие советы.

Правила и исключения

Дарья отметила, что законы, регулирующие авторские права допускают следующие исключения. Во-первых, это касается воспроизведения (то есть копирования) «в личных целях». Здесь, конечно, разговор идёт о некоммерческих целях, причём, в частной жизни. Но и из исключений есть свои исключения: так, категорически нельзя копировать книги полностью (переснимать отдельные страницы «для себя» можно), даже если книгу вы абсолютно легально купили в магазине.

IMG_2057.jpg

Фото: Марины Василюк

Большие послабления тем, кто занимается образовательной деятельностью, составлением учебной литературы – у них прав и свобод достаточно много по сравнению с теми, кто пишет статьи для коммерческих или научных целей: первые могут использовать чужой контент просто чтобы проиллюстрировать собственный материал, а вторые – только когда нужно раскрыть творческий замысел конкретного человека или привести его позицию по некоему вопросу. Но во всех случаях нельзя забывать указывать источник и автора, кроме того, объём цитируемого должен быть логически оправдан контекстом. И есть ещё одно исключение – это цитирование материалов СМИ в информационных целях, если они, так сказать, «на злобу дня». Но если вы окажетесь в ситуации необходимости доказывать в суде актуальность этого цитирования, то ещё не понятно, что судье покажется более злободневным.

Вообще, всё, что касается цитирования материалов СМИ, то здесь лучше опираться на политику самого СМИ. Как правило они заявляют об условиях цитирования, такая «публичная оферта». Ещё один нюанс, касающийся публичных площадок таких, как СМИ, несмотря на то, что у каждого материала есть автор, права на распространение, как правило, принадлежат СМИ – в любом случае, хорошо бы это уточнить, если вы получаете согласие автора на публикацию (даже если автору кажется, что фото или текст только его, но при этом он сделал его в рамках своих должных обязанностей/ трудового договора, то права автоматически принадлежат компании, в данном случае, СМИ).

В случае, с интернетом, соцсетями, иногда вообще невозможно (или сложно для простого пользователя) найти автора. Лучший совет, как обычно — «сомневаешься, не делай», но может помочь и пользовательское соглашение публичной площадки, на которой или с которой вы собираетесь сделать перепост. Так что — внимательно читайте «пользовательское соглашение». Оно поможет вам избежать многих ошибок.

Живая тема

Короткая часовая лекция, конечно, не смогла вместить всех вопросов, которые были интересны собравшимся. Их специфика, конечно, определялась аудиторий.

Активные представители СМИ и блогеры интересовались, можно ли делать публикацию в интернете, без указания автора, если событие значимо и просто некогда выяснять на данный момент, кто автор; как правильно сделать «цитирование на цитирование»; в каких случаях без согласия человека можно использовать его изображение, и как определить, где грань  между правом на информацию и правом на личную жизнь.

И, конечно, как защитить свои права на текстовый материал, если «украли творчески». Здесь по словам Дарьи Третьяковой, доказать факт плагиата достаточно трудно, если вообще возможно – «информация не охраняется, охраняется форма. Грань между копипастом и хорошей творческой переработкой определит суд».

foto-27.jpg

Фото: Максима Киселева

У представителей научного сообщества были свои вопросы, как и у предпринимателей, озабоченных «воровством в интернете». И общий вопрос — неужели блокировка сайта Роскомнадзором — это, действительно, так просто? Дарья подтвердила, что блокировка Роскомнадзора — достаточная простая процедура. До подачи иска к предполагаемому нарушителю можно написать заявление о блокировке сайта (о предварительных обеспечительных мерах) в Московский городской суд. Суд будет всегда один и тот же вне зависимости от того, где находятся истец и ответчик. К такому заявлению можно приложить минимум доказательств. При этом «он не должен вас предупреждать, присылать вам повестки. Вопрос рассматривается в один день. Суд просто выносит решение, а Роскомнадзор блокирует. Уже потом, если это было необоснованно, то с того, по чьему заявлению была произведена блокировка можно попытаться взыскать ущерб...» — в общем мало утешительно.

С другой стороны, предупреждён — значит вооружён. С каждым днём в публичном пространстве приходится быть всё более осторожными. Блогерам, лекторам, журналистам и организаторам публичных мероприятий нужно тщательно следить за всем, что они говорят и пишут. В противном случае не избежать серьёзных проблем с законом — наверное, это основной посыл, заложенный в лекции. И хорошо, что эта тема была поднята Дарьей в Кемерове, хотя, мы далеко не Москва, но интернет уравнял нас, по крайней мере, в вопросах, связанных с авторством. А «гигантский рынок», наверное, уже не за горами.

«За 10 лет работы в сфере земли и недвижимости мы открыли для себя много интересных возможностей, которые позволяют нам добиваться для наших клиентов положительных результатов (снижение «космических» сумм земельного налога и прочих платежей за недвижимость).»

Помимо «земельного вопроса», уже давно стали «нашими» такие направления, как налоговые споры и дела о банкротстве. И вот новый виток развития – и новое направление – интеллектуальные права. Компания развивается, пока развиваются люди, из которых она состоит. Адвокату нашей коллегии интересна данная сфера, и мы уже начали работать в этом направлении. Будем рады помочь жителям Кузбасса, предпринимателям в защите интеллектуальных прав – патентов, товарных знаков, компьютерных программ, доменных имен, авторских прав и т.д.», – прокомментировал Дмитрий Малинин, председатель Коллегии адвокатов «Юрпроект».

Источник: «Авант-ПАРТНЕР»

Персоны

Похожие материалы

Что делать, если сайт украли, и как правильно заказать разработку сайта?
Новости и аналитика
Защищаем авторские права на картинки и фотографии
Новости и аналитика
Как закон защищает авторское право на программу
Новости и аналитика