В октябре 2010 года в магазине Л'Этуаль (торговый центр «Гринвич») была проведена инвентаризация. Пересчитывался весь товар, который был на тот момент в магазине, и информация о фактических остатках сопоставлялась с бухгалтерскими данными.
В итоге была выявлена недостача на сумму 2 099 382 рублей.
Девять сотрудников – заведующая, продавцы, администраторы торгового зала - были уволены с формулировкой «утрата доверия». В отношении семнадцати человек, работавших в период, охваченный инвентаризацией (с апреля по сентябрь), были поданы заявления в милицию о возбуждении уголовного дела по факту хищения и иск в Ленинский районный суд г.Кемерово о взыскании суммы ущерба (2 099 382 рублей). Работники не согласились с увольнением и предъявили, в свою очередь, иск об изменении формулировки увольнения в трудовой книжке и взыскании морального и материального ущерба.
Защитой прав сотрудников занимается наша юридическая компания – «ЮрПроект».
До этого момента с такими крупными недостачами и увольнениями мы не сталкивались и в процессах представляли преимущественно другую сторону баррикад – работодателей. Дело обещало стать интересным еще и потому, что вызвало резонанс в обществе.
Позиция работодателя такова: взыскать всю сумму недостачи с бывших сотрудников через суд. Согласно действующему трудовому законодательству, работодатель имеет на это право.
По общему правилу ответственность работника ограничена: с него можно взыскать не больше его среднего месячного заработка. Однако если он подписал договор о полной материальной ответственности, то суд может обязать работника выплатить всю сумму ущерба, несмотря на то, что похититель товара неизвестен.
Работники магазина Л'Этуаль, по утверждению работодателя, подписали два договора о полной коллективной материальной ответственности: 1 января и 1 сентября 2010 года.
Члены инвентаризационной комиссии предприняли меры, чтобы отсечь работникам пути к наступлению: сотрудников привлекли к проведению инвентаризации, они расписались об отсутствии претензий, с них взяли объяснительные, в которых причину недостачи они пояснить не смогли.
Значит, по мнению представителей магазина, они согласились с суммой причиненного ущерба и теперь должны заплатить сполна.
Теперь уже бывших работников возмутило, что недостачи ранее в Л'Этуаль случались, но взысканий не было. После завершения инвентаризации товар, который не посчитали в процессе проведения, как правило, находили. Возможно, и здесь произошла та же ошибка, учитывая, что инвентаризация с таким количеством товара – дело нелегкое. По словам работников, в магазине случались излишки на шесть миллионов рублей!
Но на следующий день сотрудников к работе не допустили.
В итоге возникают вопросы к магазину. Во-первых, товар считается специальными электронными терминалами. Документы об исправности оборудования работникам не предъявлены.
Итоги подводились в компьютерной программе, вручную пересчитывалось от 5 до 30% всего товара. Ни на одном из звеньев нельзя исключать технический сбой.
Во-вторых, не определена причина недостачи. Если они выявлялись и ранее, то камеры видеонаблюдения позволили бы установить виновника. Как утверждают работники, на их обращения об установке видеокамер руководство фирмы отвечало: «Ставьте за свой счет!».
Представители Л'Этуаль заявили в суде, что сделали всё необходимое: в магазине стояли противокражные ворота, на товаре имелся магнитный носитель, в торговом зале работал администратор. Эти меры, по мнению работодателя, исключали возможность воровства.
Однако ответчики в один голос дали показания, что ворота были часто неисправны, о чем они сообщали руководству по телефону горячей линии.
Администраторы также не могли решить проблему контроля – магазин имеет форму зигзага, и общая площадь не может находиться в постоянной видимости. И если администратор стоит рядом с входом, чтобы в случае чего задержать вора, он может не увидеть, как в другой части зала посетитель вынимает духи из намагниченной упаковки и кладет в карман.
Юристы и адвокаты ответчиков нашли массу нарушений, допущенных при проведении инвентаризации.
Работодателю пришлось уменьшить сумму требований с 2 000 000 до 883 628 рублей, так как взыскивать можно только действительный ущерб – он рассчитывается не по ценам продажи, а по ценам закупки.
И самый важный момент – действовали ли условия договора о полной коллективной материальной ответственности в рассматриваемый период? В деле нет подлинников договора от 01.01.2010 г., а ответчики не помнят, чтобы первого января подписывали какие-либо договоры. Есть и другие нарушения при его заключении.
Дело об обжаловании работниками приказов об их увольнении «по утрате доверия», п.7 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ, находится сейчас на новом рассмотрении. При первоначальном обращении оно было решено не в пользу работников, но они оспорили это решение в Кемеровском областном суде.
Дословно их уволили по следующему основанию: «совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя». Верховный суд РФ разъяснил, что к таким ситуациям относится хищение, взяточничество, иные корыстные правонарушения, даже когда они не связаны с работой.
С такой формулировкой устроиться непросто: когда предложений на рынке труда предостаточно, выбирать тех, кому не доверяют, – рискованный шаг.
Напомним, для увольнения в связи с хищением есть отдельная норма (пп. «г» п.6 ч.1. ст. 81 ТК РФ), в данном случае кража товара работникам не вменялась.
По поводу причины недостачи в акте служебного расследования, составленном после инвентаризации, содержится лишь такая формулировка: «Имеются веские основания полагать, что причиной недостачи является хищение товарно-материальных ценностей данными сотрудниками». При этом указанные «веские основания» не приводятся.
Областной суд по этому поводу пришел к такому выводу: «в данном акте не указано, какие виновные действия, приведшие к возникновению недостачи, совершили работники».
Возможно ли договориться работодателю и бывшим работникам? Думаю, на сегодняшний день – нет. Отношения были испорчены окончательно вызовами работников на допросы в милицию (уголовное дело все-таки возбудили, да вот воров найти никак не могут, не сознаются продавцы в хищениях).
Единственный вариант для работников - отстаивать свою правоту до конца и требовать возмещения понесенных расходов на оплату услуг юристов и адвокатов, морального вреда. Чтобы не попадать в такие ситуации, работникам следует внимательно читать то, под чем они подписываются, при наличии возражений -писать их, и иметь возможность оперативно консультироваться с адвокатом по трудовым спорам.
Работодателю в этой ситуации было бы разумно отозвать иск, изменить формулировки увольнения и попробовать договориться о разумной компенсации сейчас, пока сумма судебных расходов не выросла в разы. И, наконец, навести порядок с документацией, скорректировать работу по проведению инвентаризаций, чтобы исключить подобные нарушения. Большой магазин - всегда большой риск, и суммы недостач уже заложены в продажной цене товара, но установка видеонаблюдения позволила бы привлекать к ответственности действительно виновных и не портить молодым людям карьеру.
P. S. К моменту сдачи журнала в печать Ленинский районный суд г. Кемерово вынес решение: иск о взыскании материального ущерба удовлетворил частично, взыскал с бывших работников в пользу ООО «Алъкор-Новокузнецк» 39 858 рублей 99 копеек (вместо первоначально заявленных 2 099 382 рублей). Работники свою вину не признают и планируют подавать кассационную жалобу.
Источник: Журнал "ВZГЛЯД", МАЙ, 2011